Конструктивный кризис

Вообще, это была забавная идея – начать строить именно тогда, когда все рушится. «Кризис – хорошее время для реструктуризации». Сейчас это уже стало общим местом, но еще месяца 4 назад, мысль не казалась такой уж самоочевидной.

Итак, кризис. Неплатежи, закрытие проектов, снижение объемов и прочие прелести. Во-первых, перестройка становится жизненно необходимой. А во-вторых, как это ни странно, только в этот период она вообще становится возможной. Подобную ситуацию мы наблюдаем на примере нескольких организаций, своих клиентов.

В «нормальную», докризисную, эпоху (если у компании все более-менее хорошо с бизнесом) необходимость чего-то там серьезно перестраивать не очевидна. Она если и осознается, то не признается актуальной. Ибо работать надо. Вот живые клиенты, деньги, контракты, поставки – работать надо, а не перестраиваться, не до этого. Но потом наступает нечто и – тынц! – все становится с точностью до наоборот. И выясняется масса интересных вещей: там не оптимально, эти не понятно, что делают, процессы отстроены скверно и т.д. И если оптимизацией не заняться сейчас, завтра можно будет закрываться. Да и время появилось.

Но это все так, «из общих соображений», на основе здравого смысла и наблюдений за клиентами. У нас же ситуация интереснее.

В качестве сколь-нибудь устойчивой команды мы работаем уже лет 6-7 (точнее сказать сложно). Но все эти годы были четко ориентированы на тесное взаимодействие с ключевыми клиентами. Настолько тесное, что под клиентские проекты формировались отдельные отделы. Более того, в двух случаях отделы были «имплантированы» в штат «своих» клиентов (с сохранением централизованного административного управления). Вот такая вот занимательная бизнес-модель.

У такой модели есть и плюсы. Есть и минусы. В этой ситуации мы не только перестали искать дополнительные внешние заказы, но начали их откровенно избегать – не было свободных ресурсов. Ну, либо мне просто не удалось разумно распорядиться возможностями, не знаю. С завидным постоянством приходили мысли о необходимости развития, и с тем же постоянством изгонялись – не до этого сейчас, работы и без того много. В результате дополнительные проекты возникали весьма и весьма редко и носили, по большей части, дружеский характер. А потом пришел «тынц». С его приходом изменилась экономика, изменился рынок труда, зашевелились вендоры, изменились перспективы, растаяли надежды… и, немного поразмыслив, мы принялись инвестировать. Ибо – самое время. И не в том дело, что работы стало меньше (не стало ее меньше), просто именно сейчас наиболее эффективны вложения в инфраструктуру, компетенции, технологии. Ведь закончится же это когда-то.

Лирическое отступление.
На самом деле, морально довольно тяжело что-то строить, внутренне будучи уверенным, что закончится этот гребанный тынц совсем не скоро и не без потрясений. Но я предпочитаю об этом лишний раз не думать. Жить-то надо. Работать надо. Иначе что ж – сесть, лапы опустить и ждать конца света?

Тут есть еще одно нехитрое соображение. По большим компаниям кризис ударил сильнее. Уже хотя бы потому, что у больших все бизнес-процессы ориентированы на соответствующие масштабы, и падение оборотов приводит к тоскливой необходимости сокращать ресурсы. Иногда – на десятки процентов. Теперь представим две картинки.

До кризиса, «душераздирающее зрелище».

Потом приходит тынц, и твой конкурент неизбежно начинает терять. У тебя же появляется возможность для формирования инфраструктуры и получение дополнительных компетенций. В результате к моменту выхода на «свободный рынок» ты имеешь возможность несколько скорректировать безрадостную картинку.

Она тоже далека от желанной, но уже не столь безнадежна. Грешно было бы не воспользоваться ситуацией. Вот мы и пользуемся. Расширен штат, зажил нормальной жизнью реинкарнированный всв-шник, посещаются семинары, обильно проводимые встряхнувшимися вендорами. Насколько удачной окажется такая политика, покажет время. Работаем.

This entry was posted in Бизнес and tagged . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*


Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>