Антидизайн

Дизайн в интернете – это большой мыльный пузырь, его значимость чрезмерно завышена. И надувают его, вольно или не вольно, те, кто в этом лично заинтересован. Это всегда, в ста процентах случаев, борьба либо за деньги, либо за влияние (в любом масштабе: отрасли, предприятия или рабочей группы). Все эти «не выстроены визуальные коммуникации», «этот сайт – унылое гавно», «нам не нужны шаблонные решения», «акцент определяется не тоном, а насыщенностью» – все это от лукавого. Это либо вранье, либо безграмотность.

Я ни разу в жизни не слышал о человеке, который стал бы постоянным посетителем сайта «А» только потому, что у него лучше дизайн, чем у сайта «Б» (если такие эльфы существуют, то только в книжках Якоба нашего Нильсона). Зато обратных примеров – пруд пруди. Т.е. сплошь и рядом люди обильно посещают сайты до крайности неудобные и некрасивые. Т.е. не благодаря, а вопреки дизайну. Просто потому, что этим сайтам есть, что предложить этим людям.

На самом деле, дизайн, как и красота – страшная сила. Без дураков. Ну, так человек устроен, что ж поделать. Человек хочет обладать тем, что ему нравится. Он стремится к тому, чтобы окружающие объекты дарили положительные эмоции. Женщина, автомобиль, телефон, ноутбук должны радовать взор и быть приятными на ощупь. Если что-то не так, наш потребитель начинает беспокоиться и задумывается об апгрейде. Вот это и есть тот самый настоящий продающий дизайн. Или вау-фактор. Или гамма-бета-аргумент. Вся индустрия косметики на этом построена. И, разумеется, не только она.

Но – внимание! – это относится только к объектам реального мира, к тому, что можно повертеть в руках, к тому, чем можно обладать. Обладать виртуальностью? Я еще не сошел с ума и у меня не возникает желание обладать сайтом. Вот объектом, представленным на сайте, вполне так. Но ведь это уже совсем другая история, верно?

А еще я ни разу в жизни не встречал человека, который бы повторно зашел на сайт только потому, что ему понравился дизайн (за очевидным исключением самих дизайнеров и менеджеров проектов, которые хотят что-то там скопировать или чем-то там вдохновиться).

Но самые печальные печали начинаются тогда, когда дизайн избирается средством для самоутверждения. Это все, это смерть на болоте. Но чаще всего именно так и происходит. А почему? Да просто потому, что все насквозь субъективно. Чтобы сравнить одно с другим, нужен некий эталон. А здесь – где эталоны? Одну и ту же непротиворечивую страницу можно с равной вероятностью низвести в прах и вознести до небес. В споре победит тот, кто будет более убедителен и энергичен, это ничем не ограниченное поле для шарлатанства и политических игрищ. Выскочки и карьеристы, берите на вооружение (только сперва нужно нахвататься терминов «насыщенность» и «коммуникации»).

Для сравнения. Программист должен сделать кнопку. Если пользователь нажмет на эту кнопку, рядом должна загореться лампочка. Так написано в ТЗ. Сделал. Нажимаем. Горит? Не горит. Все, иди переделывай. И никакие аргументы вроде «а вот Лебедев говорит, что все эти лампочки – унылое гавно» тут не сработают. Нажал – должна загореться, все просто.

Интернет-сайт – это поименованный набор информационных услуг. Дизайн – это интерфейс. Да, к нему есть масса требований, но все они довольно просты и интуитивно понятны. Он должен быть понятным, приятным, простым, удобным. Незаметным, если угодно. Его задача: помогать человеку воспринимать контент и пользоваться услугами. Помогать, а не мешать.

Короче.
Популярность того или иного сайта (а значит и благосостояние его владельца) определяется бизнес-моделью.
И
только ею.
Нет в интернете дизайна. В интернете есть интерфейсы.

UPD. Вот! Вот прекрасная иллюстрация к вышесказанному: http://professionali.ru/Topic/2973131/
Ужас, Летящий На Крыльях Ночи. Очень поэтично, очень.

This entry was posted in Интернет and tagged , . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*


Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>